АЛЬТИСТЫ ВСЕХ СТРАН СОЕДИНЯЙТЕСЬ

Расин Артур Аркадьевич-челябинский альтист.Расин Артур Аркадьевич.Родился 25 августа ,1960 года, в городе Гродно, Белоруссии.С 6 лет занимался на скрипке в 3-ей музыкальной школе г.Челябинска в классе педагога Юшиной(Быковой)Альбины Григорьевны.В 1975 г. поступил в Челябинское музыкальное училище им.П.И.Чайковского на альт.Сначала на подготовительное отделение к Финку Рудольфу Александровичу,а затем в класс педагога Фишмана Валерия Яковлевича.В 1979 - окончил с оценками 5 по специальности и по камерному ансамблю.В этом же году поступил в Петрозаводский филиал Ленинградской гос.консерватории с оценкой 5 по специальности , в класс альта, к педагогу- Панфиловой Елене Николаевне.Участвовал в открытых уроках мастер-класса профессора Ленинградской консерватории Краморова Юрия Марковича.Работал иллюстратором в камерном оркестре Петрозаводского музыкального училища.После окончании консерватории работал больше года в Эстонии в городе Тарту в оркестре театра "Ванемуйне",затем в Петрозаводском театре оперетты и немного в Симфоническом оркестре Гос.телевидения и радиовещания г. Петрозаводска.Работал с такими дирижёрами как Э.Э.Чивжель-в Петрозаводске;Кылар(засл артист Эстонии),Ныгене-в Эстонии;Фридман(Швейцария),Василенко(Одесса),Бражник(Свердловск)Соболев,Петренко,Лебедев(С.Петербург),Гульбис(Москва)-в Челябинске. В 1987 год участвовал в республиканском конкурсе в Эстонии в гор.Таллинне-прошёл на второй тур,(председателем жюри был Фёдор Дружинин),с программой 1 тур: И.С.Бах Прелюдия,Сарабанда,Бурре и Жига из 3-ей сюиты для виолончели соло.М.И.Глинка "Неоконченная соната"для альта и фортепьяно,И.Х.Бах(Казадезюс) Концерт до минор.2 тур:И.Брамс Соната фа минор,С.Слонимский Ария,Л.Сумера "Quasi improvisata".
С 1990 года работает в театре Оперы и Балета им. М.И.Глинки,сначала на должности помощника концертмейстера,под руководством (опытного и талантливого альтиста ,проработавшим концертмейстером группы альтов около 30 лет)Р.А.Финка.А затем после ухода Рудольфа Александровича на пенсию становится концертмейстером группы альтов.Не раз доказывал право на занимание этой должности на внутритеатральных конкурсах.Расин Артур Аркадьевич и по сей день работает концертмейстером группы альтов в Челябинском Академическом театре Оперы и Балета им.М.И.Глинки.Часто исполняемые им соло в спектаклях Адан "Жизель",Делиб "Коппеллия",Чайковский "Иоланта",Пуччини "Тоска",проходят на хорошем качественном уровне.Участвует в симфонических концертах оркестра театра.,Два раза выезжал с театром в заграничные гастроли на Тайвань и в Лондон(Великобритания),которые прошли с огромным успехом..По совместительству работает старшим преподавателем в Челябинской Академии искусства и культуры на исполнительском факультете по классу альта.
В 1990 году с альтисткой Натальей Татаринской и пианисткой Натальей Рыбаковой была сделана запись на радио "Бранденбургского концерта №6" для двух альтов И.С.Баха,где Расиным А.А. была исполнена партия второго альта.В 2002 году в Академии искусств и культуры была исполнена совместно с контрабасистом Владимиром Топорковым и небольшим составом студенческого оркестра Концертная симфония Диттерсдорфа для альта и контрабаса-партитура переложена Расиным.В 1994 году в ансамбле с Волгиным, Мигачёвым была исполнена "Serenata notturna" D-dur для солирующего квартета с оркестром В.А.Моцарта.В 2001 году это же произведение исполнено с составом солирующего квартета:Галкина,Зверева,Расин,Топорков со студенческим оркестром под управлением заслуженного артиста России, дирижёра- А.А.Абдурахманова.В 2005 году 4 февраля в Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств выходит сборник "Материалы XXVI научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии",где печатаются тезисы доклада Расина "К вопросу по систематизации произведений ,написанных для альта".









К вопросу по систематизация произведений
написанных для альта.



В среде музыкантов струнников бытует мнение о небольшом репертуаре ,написанном для альта,в сравнении с репертуаром скрипачей и виолончелистов.До XX века это было действительно так.Некоторые отдельные произведения эпох Барокко,а именно Бранденбургский концерт №6 И.С.Баха для 2х солирующих альтов,Концерт Генделя для альта с оркестром,Концерт Телемана.; классицизма:Симфония Концертанта для альта и скрипки с оркестром Моцарта,его же дуэты,(включая произведения композиторов мангеймской школы, а именно 3 концерта Стамица),Ноктюрн Бетховена;романтизма:Вариации Вебера,Соната Паганини, симфония для солирующего альта с оркестром"Гарольд в Италии"Берлиоза; Романс Листа,две сонаты Брамса;произведения русской музыки:соната Глинки,соната Рубинштейна и т.д., представляли золотой фонд альтиста.
Современная эпоха кардинально меняет отношение к альту .Альт из преимущественно ансамблевого инструмента,превращается в инструмент сольного порядка .Композиторы начинают проявлять интерес к этому инструменту и создается много произведений для альта. Интенсификация альта как сольного инструмента приводит к тому,что он практически стал занимать равноценное место с другими инструментами на сольной эстраде.Большое количество концертов для альта написаны Хиндемитом,Мийо,виртуозные концерты Бартока,Уолтона,концерты Шнитке,Губайдулиной,Гамбурга,Цытовича,Пистона,Хенце,Казадезюса,Зейдмана,Степанова,Концертные произведения Стравинского,Бриттена,Дж.Энеску,Мартину,Фрида,Сабатини,Финко,Малипьеро,Бакса,Чемберджи,Крестона,сонаты Оннегера,Шостаковича,Василенко,Хачатуряна,Шера,Козловского и многие другие, и этот список постоянно растет и расширяется.Интерес к альту связан еще с тем,что появляется много исполнителей альтистов владеющих виртуозной техникой, способных сыграть достаточно сложные в техническом плане произведения.Такие альтисты как У.Примроуз(Шотландия-США),О.Недбал(Чехия),П.Цукерман(США),Ф.Дружинин(Россия),Ю.Башмет(Россия),Ю.Крамаров(Россия-С.Петербург),И.Богуславский(Россия),Йозеф Сук(Чехословакия),Пауль.Сильвертоне(Великобритания),М.Толпыго(Россия),Е.Страхов(Россия),Ривка Голани(Канада),Диас Роберто(Чили),Ким Кашкашан(США-Армения),М.Кугель(Россия) и многие другие.Выступление таких блестящих исполнителей альтистов вдохновляют современных композиторов на сочинительство произведений именно для альта,кстати,многие произведения этим исполнителям и посвящаются.
. В связи с таким интенсивным расширением альтового репертуара в современном столетии сложилась необходимость в упорядоченности, систематизации этих произведений .
Начало систематизации альтовой литературы было положено Вадимом Васильевичем Борисовским-основателем русской советской альтовой школы.Альтист,исполнитель на виоль де амур,профессор,создатель около 50 переложений для альта,Борисовский приложил много сил и труда для утверждения и "реабилитации" альта как сольного инструмента.Идея систематизации альтовых произведений,(создания каталога произведений,написанных для альта) у него возникла в 1929 году,в связи появившейся в журнале "Die Bratcshe" статьей доктора Ю.Копмана "Оригинальная альтовая литература".И Борисовский,совместно с немецким музыковедом Вильгельмом Альтманом,составившим каталог камерной музыки-"Kammermusik-Katalog"(произведения типа квартета),создают в 1932 году каталог произведений написанных для альта и виоль д''амур(Altman W.,Borissowsky W. Literaturverzeichnis fur Bratsche und Viola d''amore).Планировалось издать каталог в 1933 году,но приход к власти фашистов,вынужденная отставка В.Альтмана задержали публикацию на некоторое время.Только в 1937 году каталог был издан.Каталог состоял из трех разделов:первый-непосредственно литература для альта,второй-литература для виоль д''амур и третий-научная литература об альте и виоль д''амур.
Огромный вклад в систематизацию всего альтового репертуара внес также австрийский альтист,исследователь,основатель Международного общества альтистов(его же первый президент)Франц Цайрингер. Продолжая начатую Борисовским и Альтманом систематизацию альтовой литературы он создает каталог всех произведений для альта с учетом вновь изданных.Каталог был задуман ,как регулярно пополняющее издание.В 1963 году,в Австрии было осуществлено первое издание каталога,под названием "Литература для альта"(Literatur f?r Viola)Этот каталог выдержал несколько изданий.Два наиболее полных издания увидели свет в 1976 и 1985 году.В издании 1985 года,во вступительном слове,написанном Дэвидом Далтоном,американским альтистом,учеником Примроуза,профессором по классу альта Бригхэмского молодежного университета,последующим президентом Международного альтового общества после Цайрингера,указывается,что этот каталог долгое время находился в рукописи и что его расшифровка(каталог Цайрингером писался на аппарате существовавшем еще до компьютера,где информация существовала в зашифрованном виде)представляла определенную сложность,а тот факт ,что каталог Цайрингера насчитывает почти 14000 наименований, "разбивает миф" о недостаточном репертуаре альтистов-исполнителей.Каталог написан на английском языке,вбирает в себя не только сольные произведения,но и всевозможные ансамбли:дуэты,трио,квартеты для альта с различными инструментами,а также ансамбли альта с вокалом.Каталог состоит из 180 разделов.Начинается с раздела "Альт-соло".Далее,каждому инструменту ансамблирующему с альтом посвящен свой раздел.Последовательность этих инструментов располагается соответственно симфонической партитуре:флета-альт,гобой-альт и т.д.После дуэтов располагаются трио,т.е.два инструмента с альтом. и т.д.Заканчивается каталог разделом "Этюды,каприсы,школы"
В заключение надо сказать несколько слов о таком явлении как Международный архив Уильяма Примроуза(PIVA).Это коллекция нот,записей,книг связанных с альтом,собранная шотландским виртуозом-альтистом Уильямом Примрозом.В настоящее время этот архив располагается в библиотеке Бригхэмского молодежного университета(BYU) в США.Многие известные альтисты пополнили архив Примроза отдав своим частные коллекции:Эрнст Уольфиш(Германия),Ольбрехт(Чехословакия),Уолтер Либерман(Германия),Рудольф Треш(Германия).Но неоценимый вклад в Международный архив Примроза внес Франц Цайрингер пожертвовав своей частной библиотекой в пользу архива,в том числе и каталогом.Теперь Международный архив Примроза несет ответственность за пополнение каталога Цайрингера в связи с появлением все новых и новых произведений написанных композиторами для альта,но и не только архив также проводит работу по поддерживании проектов записей альтовой музыки,собирает биографический словарь альтистов,а также производит библиографию исследований связанных с альтом.



НОТЫ ДЛЯ АЛЬТА в ПЕРЕЛОЖЕНИЕ В.В.БОРИСОВСКОГО, которые есть у меня.



1)К.Диттерсдорф "Концертная симфония" для альта и контрабаса (обработка для альта,контрабаса и фортепьяно-Борисовского).
2)Л.Борги "Соната №1".соч.5 (2 3 части-обработка для альта и фортепьяно Борисовского).
3)Э.Григ "Песня Сольвейг"(обработка для альта и фортепьяно Борисовского).
4)Ф.Шуберт "Экспромт"(соч.90 №3)(переложение для альта и фортепьяно Борисовского).
5)Ф.Шопен "Этюд" (соч.25 №1)(обработка для альта и фортепьяно Борисовского).
6)А.Глазунов "Грезы" (сч.24)(обработка для альта и фортепьяно Борисовского).
7)С.Рахманинов "Прелюдия" (соч.23 №4)(обработка для альта и фортепьяно Борисовского).
8)И.С.Бах "Адажио" из органного концерта №3(по Вивальди)(свободная обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
9)Ф.Шуберт "Два вальса" (соч.9 №1) (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
10)К.Стамиц "Концерт" ре мажор (свободная обработка и каденции В.Борисовского)-партия альта отсутствует.
11)С.Прокофьев Фрагменты из балета "Ромео и Джульетта" (обработка для альта(двух альтов) и фортепьяно).(для альта и фортепьяно:Карнавал,Смерть Меркуцио,Сцена прощания и смерть Джульетты;для двух альтов и фортепьяно:Утренняя серенада,Танец с мандолинами).
12)Б.Барток "Багатель" (соч.6 №2) (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).(в сборнике "Пьесы зарубежных композиторов" для альта и фортепьяно).
13)Е.Гесслер "Элегия" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
14)Ф.Шуберт "Скерцо" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
15)Н.Бакланова "Шесть этюдов-прелюдий" (редакция для альта-соло В.Борисовского) (В сборнике "Произведения советских композиторов" для альта соло).
16)Й.Гайдн "Менуэт" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
17)А.Даргомыжский "Элегия" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
18)М.Мусоргский "Гопак" (из оперы "Сорочинская ярмарка"(обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
19)В.Ф.Бах "Весна" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского) (в "Сборнике Пьес немецких композиторов классиков" ).
20)Л.Бетховен "Анданте кантабиле" (соч.13) (обработка В.Борисовского) (в "Сборнике пьес немецких композиторов классиков").
21)М.Глинка "Ноктюрн" ("Разлука") (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
22)М.Глинка "Мазурка" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
23)Ф.Шуберт "Пчелка" (переложение для альта и фортепьяно В.Борисовского)(в сборнике "Этюды и виртуозные пьесы" для альта с сопровождением фортепьяно).
24)В.Борисовский "Сицилийская тарантелла "Вулкан""(в сборнике "Этюды и виртуозные пьесы" для альта с сопровождением фортепьяно).
25)К.М.Вебер "Вариации" для альта с оркестром(свободная обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
26)Д.Бортнянский "Сонатное Аллегро" (свободная обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
27)П.Булахов "Канцонетта" (переложение В.Борисовского).
28)А.Лядов "Прелюдия" (соч.11 №1) (переложение для альта и фортепьяно В.Борисовского).
29)И.Стравинский "Пастораль" (переложение для альта и фортепьяно В.Борисовского).
30)П.Хиндемит "Соната" (соч.25 №1) для альта соло (обработка В.Борисовского)(в сборнике "Концертные произведения" для альта соло).
31)И.Стравинский "Элегия" для альта соло (редакция В.Борисовского) (в сборнике "Концертные произведения" для альта соло).
32)М.Равель "Павана"(переложение для альта и фортепьяно В.Борисовского).
33)К.Дебюсси "Прелюд" Девушка с волосами цвета льна" (обработка для альта и фортепьяно В.Борисовского).
34)П.Роде "24 каприса в форме этюдов" (редакция В.Борисовского и Е.Страхова).

 Ссылки

Познакомься с народом
ноты
главная страница
гостевая книга
Напишите мне

Hosted by uCoz
http://bellasolomon.narod.ru Это адрес нового сайта квартета Челябинского Оперного театра